• Группы танцевальной импровизации BabyContact для мам и малышей от 3 месяцев до 2 лет – взгляд глазами психолога

    Автор: Рахманова А.Р. (Москва)

    Cтатья для сборника материалов научно-практической конференции «Современный танцевально-двигательный психотерапевт: традиции и инновации в развитии Российской школы ТДТ», 24-27 июня 2010 года.

    Аннотация: В группах BabyContact для мам и малышей особое внимание уделяется коммуникации на трех уровнях: контакт с собой, контакт мама-малыш, контакт с другими людьми (социализация ребенка, социально-психологическая поддержка мамы в группе). В статье описано, как группы появились, почему именно телесный и эмоциональный контакт важны для диады мама-ребенок, как движение, танец способствуют этому контакту, что дает танец маме, что дают занятия малышу. Мы рассказываем о структуре урока, о правилах группы, об особенностях занятий с маленькими детьми, выбора упражнений и входов в танец.

    Groups of Dance Improvisation BabyContact for mothers and babies 3 months to 2 years old – Psychological Point of View.
    Author: Rakhmanova A. (Moscow)

    Annotation: In BabyContact groups for mothers and babies special attention is paid to communication on three levels: contact with oneself, contact mama-baby, contact with others (socializing of the child, psycho-social support of mother in the group). The article contains the description of how the groups were created, why physical and emotional contact is so important for mama-baby relationships, how movement and dance support this contact, what benefits the classes provide to mothers and babies. We tell about the structure of the class, the rules of the group, peculiarities of working with babies, choice of exercises and pathways that lead into the dance.

    История создания направления танцевальной импровизации для мам и малышей BabyContact.

    Мы, Альфия Рахманова, и моя коллега Ольга Зотова, в 2007 году после рождения сыновей Руслана и Илюши решили продолжать заниматься контактной и танцевальной импровизацией, которую мы активно практиковали несколько лет до рождения детей, и пригласить в танец также и наших деток. Мы создали группу танцевальных встреч для танцующих мам вместе с малышами. Постепенно в ритме встреч-лабораторий мы увидели, что нам есть чем поделиться с разными мамами, в том числе и с теми, у кого танцевального опыта еще не было. Появились группы деток от 3 месяцев до года, и от года до 3 лет.

    В данной статье я хочу больше внимания уделить группам с малышами до того момента, когда они начинают ходить, поскольку в возрасте ближе к году, появляется ряд дополнительных задач. Дети старше года становятся активными участниками группы и партнерами по танцу, они уже не хотят находиться только лишь на руках или на теле у мамы, и мы находим новые формы двигательных игр и танца с детьми ходунками-бегунками.

    Что группа танцевальной импровизации дает маме и малышу?

    Вслед за перинатальной психологией объектом нашего внимания стала диада мама и малыш, мы фокусируем внимания на контакте и на отношениях в этой паре. Диада представляет собой систему, в которой изменения в одной части системы влекут за собой изменения и в другой ее части. Таким образом, даже если мы не занимаемся непосредственно с малышом, но занимаемся с мамой, мы опосредствованно влияем и на ребенка. Это важно для первой части занятия (подробнее о которой дальше), включающей двигательный разогрев для мамы. Мы всегда напоминаем ей, что она танцует вместе с малышом и ей важно быть чуткой к его реакциям, важно быть в контакте с ним, взаимодействовать через движения, взгляд, слова. Вторая часть занятия внешне похожа на «развивающие» занятия для малыша, однако, для нас также особую роль играет контакт и взаимодействие мамы и ребенка. Мы делаем «мамин» массаж, нежим малыша касанием, словами, взглядом, напеваем, читаем потешки, не только для «развития» ребенка, о котором сейчас так много говорят, пишут и к которому стремятся, но и для большей радости, теплоты, совместности, со-настроенности мамы и ребенка.

    Самым важным для ребенка в первый год его жизни является эмоциональный теплый контакт с мамой. От того, как складываются отношения с самым близким человеком в этот важный период, зависит психологическое и физическое здоровье ребенка, как в настоящем, так и в будущем. Это подтверждено многочисленными исследованиями в этологии (эксперименты Харлоу с маленькими обезьянками), в психологии (исследования психического развития детей в домах ребенка – [1],[4]).

    Как же мама выражает свою любовь ребенку? Первый путь – это прикосновение: мама гладит, мама носит на руках, мама прижимаем к себе; мама касается, когда кормит, переодевает, моет ребенка. Второй путь – это взгляд глаза в глаза. Третий – разговор с ребенком «babytalk» – особенный с точки зрения преувеличенной мимики, эмоциональной окрашенности.

    Кроме заботы и ухода (кормление, умывание, переодевание), для ребенка очень важны и мамино внимание, тепло и радость. Э.Фромм, говоря о материнской любви, говорит, что только счастливая мама может подарить ребенку, не только «молоко», но и «мед» – радость жизни, чувство, что жить – это прекрасно.

    Одна из целей нашей группы помочь мамам найти свой путь к чувству радости, в затем и выразить ее своему ребенку через прикосновение, контакт глазами, babytalk. Танец дает такую возможность, а танец, разделенный с другими мамами и малышами, усиливает этот эффект.

    Почему же в основе наших занятий лежит именно танец?

    С точки зрения культурно-исторического подхода к телесности, в отношениях с мамой происходит «социализация» тела ребенка, которая зависит от той культуры, к которой мама принадлежит. В разных культурах, в разных слоях общества, в разных семьях по-разному прикасаются к ребенку (например, носят на себе в специальных перевязях или катают в коляске, часто берут на руки или не берут), по-разному интерпретируют сигналы ребенка (реагируют, игнорируют, наказывают и т.д.), по-разному относятся к частям тела (закрывают одеждой или ходят обнаженными, касаются или нет и т.д.) и т.п.

    Таким образом, от каждой конкретной мамы зависит то, в каких отношениях со своей телесностью окажется ее ребенок. Коротко назовем те функции, которые выполняет мама в контексте социализации телесности ребенка:

    1. Дифференциация телесных потребностей – мама по поведению ребенка различает, чего он хочет, и адекватно реагирует на эту потребность. С одной стороны ребенок плачет, когда испытывает дискомфорт, с другой стороны мама приписывает ему некоторые желания, таким образом, происходит совместное обучение распознаванию потребностей ребенка. Дефицит понимания своих нужд и потребностей в более взрослом возрасте может иметь свои корни здесь.

    2. Дифференциация эмоциональных состояний. Ребенок с рождения различает комфортно ли ему или дискомфортно, задача мамы различить, что именно ребенок чувствует в эмоциональном плане: грустно, радостно, страшно и т.д. От того, что умеет различить мама, будет зависеть и то, чему научиться ребенок. Алекситимия может иметь свои корни, когда 1 и 2 функции не реализуются матерью.

    3. Дифференциация образа тела. Чем больше телесного контакта, чем больше телесной стимуляции, тем больше у ребенка появляется ощущения и осознания его границ между ним и матерью, им и миром. Ощущение отдельности собственного тела лежит в основе самосознания. Стимуляция (например, обнимающие руки матери) – образ тела – самосознание (что я, где я). Мама ребенка переодевает, купает, переодевает, ласкает. Мама называет части тела, потешки поет. Таким образом, ребенок осознает, что есть он сам, где есть он сам. Если телесного контакта с ребенком слишком мало, то возможны дефекты самосознания, которые могут отражаться в глубокой патологии, размытость я-не я. Также нарушения с дефицитом контакта могут приводить к самостимуляции, например, в форме аутоагрессии, а во взрослом возрасте человек может либо не подпускать к себе («недотроги»), либо, становится зависимыми от телесного контакта, выражающегося, например, в неразборчивых сексуальных связях. Возможно появление некоторых форм конверсионных симптомов, например, проявление нечувствительности определенных областей тела.

    4. Обучение невербальному поведению. Когда мама общается с ребенком, она использует специальный «детский язык» (babytalk), в котором все эмоции проявляются в преувеличенном виде – это образцы невербального поведения (мимика, паравербальные характеристики речи). Ребенок учится не только выражать, но и различать эмоции у других людей. Депрессивная мама, малоэмоциональная мама не дает таких образцов.

    Данные функции мамы и соответствующие им способности ребенка являются очень важными и реализуются во многом через невербальный контакт. На занятиях мы предлагаем мамам в большей степени начать осознавать их телесный и эмоциональный опыт, научиться его называть и выражать в движении и танце. Часть занятия мы посвящаем «пестованию» малыша – касаемся, гладим, читаем потешки, называя разные части тела. Расширяя свой двигательный репертуар, мама учиться не только движениям, но и новым психологическим качествам.

    Остановимся подробнее на том, что дает танец, движение и прикосновение маме и малышу.

    Танец вместе с мамой нравится малышам и способствует их развитию, потому что:
    — танец – это разговор мамы и ребенка на языке невербального взаимодействия, это язык понятный, близкий для ребенка этого возраста;

    — танец стимулирует двигательное развитие:
    — через проприоцепцию – мама меняет положение своего тела или положение ребенка, и малыш приспосабливается, ощущает где и как он может расположиться, где находится тело мамы и его тело относительно пола;
    — с детками, которые ползают, мамы играют на одном уровне – малыш получает возможность видеть маму, ее лицо, глаза, что пробуждает энтузиазм ползти к ней, двигаться активнее, ощущая доверие;
    — ритмичные ходьба и раскачивания, кружения, смена уровней относительно пола мамой с ребенком на теле тренируют вестибулярный аппарат, развивают мозжечок, ответственный за координацию и равновесие, Таким образом, танцуя с малышом, мы используем позитивный способ стимуляции этой важной системы, которая более восприимчива в первые годы, чем в любое другое время жизни человека;

    — танец на руках или на теле у мамы предполагает телесный контакт с ней, что важно как для стимуляции всех органов и систем, так и для эмоционального благополучия, способствующего формированию базового доверия к миру. Ребенок чувствует маму, слышит стук ее сердца, мама и малыш смотрят друг другу глаза в глаза;

    — танец – это ритм, баюканье, которые полезны не только для физического и моторного развития, но обладают и успокаивающими качествами. Игры и танец со сменой ритма – один из способов научить малышей регулировать процессы возбуждения и успокоения;

    — ребенок знакомится с трехмерностью пространства, узнает в движении плоскости – верх и низ, право и лево;

    — групповой танец или совместное с группой осваивание пространства – это возможность ранней социализации, находясь в безопасной, творческой среде, рядом с мамой.

    Танец важен для мамы в этот период ее жизни, потому что:

    — импровизированный, свободный танец – это чувство легкости, физическое и эмоциональное расслабление для мамы,

    — это возможность найти время для себя, двигаться, танцевать — при этом не разлучаясь с ребенком;
    — танец учит быть в контакте со своим телом, доверять ему;

    — это путь научения новым способам взаимодействовать с малышом, расширить спектр возможностей телесного контакта с ним (мама учится тому, как можно ребенка носить, поднимать, танцевать вместе с ним);
    — танец – это путь к самовыражению для мамы;

    — это один из путей к раскрытию творческой энергии, к чувству наполненности и целостности;

    — контакт с телом, внимание к своим ощущениям, – это возможность ощутить присутствие в «здесь и сейчас», что является одним из важных качеств матери в первые годы жизни с малышом (по Г.Г. Филипповой);

    — становясь более спонтанной, мама вступает в контакт со своим внутренним ребенком, учится получать удовольствие от движения и игры с малышом, что также является одной из важнейших способностей матери;

    — танец дает возможность контакта, общения с другими мамами и малышами. Молодая мама чувствует себя частью сообщества, у нее есть группа поддержки, есть, где творчески провести время вместе с ребенком.

    Танец способствует укреплению связи между мамой и ребенком, потому что:
    — это невербальный способ взаимодействия, который мама и ребенок используют очень активно в этот период жизни. Д.Стерн называет совместную подстройку взрослого и ребенка на уровне движений «вальсом мамы и малыша».
    — В совместном движении, а также при повторении движений за малышом, тренируется сензитивность мамы – развивается ее чувствительность к сигналам ребенка, который четко дает ей понять, что ему нравится, а что нет, и в чем состоит его актуальная потребность.

    — В группе, в играх мама узнает больше об индивидуальных особенностях своего ребенка, например, о его темпераменте, интересах, отличие от других деток.

    — Ребенок становится партнером в танце.

    — У мамы появляется много разных способов двигаться с ребенком вместе, получая при этом удовольствие.

    — Двигательные игры в сочетании с потешками и песенками, ласковое касание и «мамин» массаж с включением всего тела и мамы, и малыша способствуют установлению эмоционально позитивного контакта.

    Название групп: «Танцевальная импровизация для мам и малышей BabyContact».

    Наши группы для мам и малышей мы назвали BabyContact, предполагая, что принципы контактной импровизации станут основой для занятий. Однако на первом этапе стало очевидным, что танцуя с ребенком на руках, у мамы существует ряд ограничений. В настоящий момент в занятия включено достаточно большое разнообразие упражнений, подходящих для мам и деток вместе, и более адекватной формой стала танцевальная импровизация. Слово «контакт» в названии раскрывает также и самые важные аспекты коммуникации:

    1. Контакт между мамой и малышом,
    2. Контакт с собой,
    3. Контакт с другими людьми.

    Именно данные три точки внимания являются основой для построения программы и каждого урока BabyContact.

    Распределить внимание на занятии сразу на три области (внимание к себе, к ребенку и к группе) непросто для мамы. Такая особенность внимания характерна и для обычной жизни молодой матери – как успевать быть с малышом, одновременно осознавать собственные чувства, мысли, потребности, и при этом еще и быть в контакте с другим взрослым или ребенком, например, пришедшим в гости. Наша практика показывает, что этот навык переключения внимания можно развивать и тренировать. Такое качество внимания очень похоже на присутствие перформера на сцене в групповой танцевальной импровизации – совместный танец в свободной структуре, где есть всего лишь несколько оговоренных правил. Для раскрытия внимания мам мы также используем игры и упражнения из групповой танцевальной импровизации. Например, групповую смену скорости, или одновременные остановки и начало движения всей группой, оговаривая при этом, что мама также внимательна и к своему малышу – как он реагирует на изменение скорости, ритма, остановки.

    Контакт мамы с самой собой.

    В первые месяцы жизни с младенцем, матери кардинально перестраивают свой образ жизни. Практически 24 часа в сутки ее внимание привлечено к ребенку. Для большинства женщин это новая социальная ситуация, в которой важно научиться осознавать и удовлетворять, как потребности ребенка, так и свои потребности, находить пути восстановления ресурсов, способы самоподдержки.

    Танец дает возможность осознать, выразить, улучшить свое эмоциональное состояние, прочувствовать свои потребности, почувствовать расслабление, легкость, игривость.

    Контакт мамы и малыша.

    Материнская компетентность во многом определяется не столько операциональными умениями (накормить, перепеленать, поиграть и т.д.), сколько личностными качествами. Например, для матери важнейшими умениями являются ее эмоциональные способности: сензитивность и респонсивность, эмпатичность. Все это выражается, как мы и обозначали выше, в невербальном контакте через касание, взгляд и babytalk.

    Контакт мамы с другими людьми.

    Эффект положительного группового влияния и социально-психологической поддержки описан в литературе, поэтому мы не будем подробно останавливаться на анализе этого аспекта. Заметим только, что в первый год жизни ребенка для мамы оказывается важным формирование круга общения, в котором она может получить эмоциональную и информационную поддержку. Не всегда такую поддержку готово оказать ближайшее окружение, поскольку большая часть семьи в дневное время работает, а вечером приходится доделывать многочисленные домашние дела, родственники живут далеко. Живой эмоциональный контакт с другими мамами в реальной жизни оказывается необходим для эмоционального благополучия матери. Попадая в группу танцевальной импровизации, мама выходит из изоляции, в которой нередко оказывается после рождения ребенка. В группе мамы общаются между собой, видят, как взаимодействуют другие матери и дети между собой, обмениваются впечатлениями, мнениями, делятся полезной информацией. Таким образом, через получение положительной обратной связи, взаимной поддержки и общения у мам формируется положительный эмоциональный настрой, что способствует «повышению ценности ребенка для матери» [5], возникает удовлетворенность своим родительством.

    Такой контакт матерей друг с другом формируется не только благодаря вербальной обратной связи и обмену впечатлениями, но, конечно, и в невербальном взаимодействии, в движении и танце. Во время класса мы предлагаем разнообразные игры и входы в танец, в которых мамы танцуют в дуэте, а точнее, в квартете вместе с малышами, или в групповом взаимодействии, чувствуя поддержку, сопричастность, интерес группы или партнеров по танцу. Каждое занятие завершается перформансом или групповой танцевальной импровизацией, в которой мамы вместе с детками используют пройденные на классе навыки или новые качества движения. Целью группового завершающего танца является интеграция навыков, чувств и ощущений; чувство контакта с группой, включенности в нее, обмен танцевальными идеями, взаимное творческое вдохновение. Особый акцент в дуэтном или групповом танце мы делаем на встрече взглядов, открытости выражения в движении, эмоциональном резонансе, осознанности на трех уровнях – контакт с собой, с малышом, с другими участниками.

    Кроме того, мамы не только получают помощь, но могут также и давать поддержку другим мамам, как в виде эмоциональной поддержки, так и в форме обмена опытом, взаимопомощи, что также личностно значимо для женщины.

    Если говорить о роли ведущего, то он также в течение класса оказывает несколько видов поддержки – эмоциональную (эмпатия, забота, вовлеченность, готовность выслушать), информационную (предоставление необходимой информации или сведений о том, где ее можно получить), оценочную поддержку (позитивное подкрепление, похвала, знаки уважения) (подробнее о типах поддержки – [5]). Важно, что ведущий не становится «экспертом», но способствует уверенности матери в ее роли, поддерживая ее, и укрепляя, таким образом взаимоотношения в диаде «мать-дитя».

    Структура занятия.

    Каждое занятие мы стараемся сбалансировать по ритму: сочетание активности и пассивности.

    Начинаем мы со знакомства – это важный этап создания доверия и формирования представлений о группе, о ведущем. Мы говорим о своих ожиданиях, о своем настроении, называем имена.

    Правила группы.

    Ведущий знакомит с основными правилами группы. Остановимся на них подробнее:
    1. Вы можете покормить ребенка в любой момент.
    Психологический смысл правила: Многие мамы кормят своих детей не по расписанию, а по потребности ребенка; в первые месяцы жизни малыша количество прикладываний бывает достаточно частым.

    Идеи для ведущего: Важно, чтобы мамы были чувствительны к сигналам и потребностям ребенка, таким образом развивается сензитивность и респонсивность матери. Мы никогда не занимаемся с ребенком, который капризничает или выглядит несчастным. Задача родителя — понять, что стоит за настроением или нежеланием малыша заниматься в данный момент. Связано ли это состояние с какой-то потребностью ребенка или с состоянием мамы?

    2. При необходимости можно выходить с занятия в любой момент (переодеть, высадить малыша в туалет, успокоить, покормить и т.д)
    Психологический смысл правила: Малыши обычно четко подают сигналы о своих потребностях и не всегда готовы долго ждать их удовлетворения. Для нас важно, чтобы мама и ребенок чувствовали себя комфортно на группе, имея возможность свободно реализовывать свои потребности.
    Идеи для ведущего: Также поддерживать мам в их естественном стремлении откликнуться на потребности ребенка.

    3. Не волнуйтесь, если ребенок заплачет. Ищите конструктивные, удобные для вас формы и способы успокоить малыша. Возьмите на это столько времени, сколько вам нужно.
    Психологический смысл правила: Иногда мамы начинают волноваться, когда их ребенок плачет на группе и не успокаивается, у них возникает мысль: «Что обо мне подумают люди?». Мамам важно знать, что и ведущий и группа понимают, что маленькие дети таким образом выражают свои потребности, свои эмоции и т.д.
    Если мама начинает беспокоиться, то малыш заражается беспокойством мамы, и плач его усиливается и не прекращается долго. Возникает циклическая реакция.

    Идеи для ведущего: При необходимости ведущий может предложить всей группе присоединиться к маме с плачущим ребенком и найти формы совместного взаимодействия. Например, позвучать, попеть или ритмично подвигаться вместе, предложить менее активные формы движения, чем делают остальные участники группы.

    4. Любое движение, которое мы делаем, должно быть комфортно и для мамы и для малыша.
    Психологический смысл правила: В некоторых упражнениях (например, при повторении движений друг за другом) важно, чтобы мама с малышом повторяла только то, что подходит для их пары. В случае неготовности что-то повторить, мама находит творческий способ реализовать предложенное движение по-другому. Это первый шаг к импровизации, к конструктивному взаимодействию с ребенком и со средой. На группе может возникнуть групповой эффект увеличения скорости и поднятия энергии, как следствие мамы «затанцовываются» и не всегда успевают почувствовать, насколько их движения комфортны для ребенка. Напоминание об этом правиле позволяет оставаться маме в контакте с малышом, осознавая удобство совместного движения.

    Идеи для ведущего: Мы учимся физиологичным, комфортным, приятным и полезным для тела движениям. В случае, если кто-то двигается иначе, например, напрягая мышцы спины при подъеме из лежачего положения, ведущий демонстрирует группе физиологичный вариант. Если предлагаемое для повторения движение выглядит экстремальным, не свойственным большинству участников (например, некоторые упражнения из динамической гимнастики), ведущий также напоминает о следовании этому правилу.

    5. Позиции для мамы – ребенок на руках, на коленях, между выпрямленных ног мамы, в слинге.
    Психологический смысл правила: В зависимости от упражнения, от возраста ребенка, от особенностей ее фигуры, мама может выбирать удобную для нее позу.

    Идеи для ведущего: В танце специальное время уделяется демонстрации и исследованию удобных для совместного танца способов поддержки и ношения мамой малыша.

    6. Устанавливайте с ребенком контакт глаза в глаза.
    Психологический смысл правила: Это один из способов установления и поддержания контакта мамы и ребенка, а также понимания и считывания его сигналов (положительная или отрицательная обратная связь на конкретное упражнение или движение, сигналы о потребностях).

    Идеи для ведущего: Ведущий приглашает к контакту глазами не только с малышом, но и с другими участниками группы, что способствует установлению контакта.

    Первая основная часть занятия – это разогрев, как физический, так и эмоциональный. Мы предлагаем включиться и разогреться мамам вместе с малышом. Учимся играть, радоваться, пробуждаем внутреннего ребенка. Основная цель: формирование сплочения и доверия. Разогрев постепенно переходит в совместный групповой танец.

    После активной части мы предлагаем более спокойную расслабленную часть, включающую в себя «мамин» массаж малыша в сочетании с ритмичными стишками, короткие «бодиворки» для мам или специальные совместные упражнения с малышом, сопровождающиеся детскими песенками и стихами.

    Третья часть занятия – раскрытие главной темы урока:
    — упражнения для расширения двигательного репертуара (мы опираемся на Лабан-анализ движения и систему Бартеньеф, контактную и танцевальную импровизацию, танцевально-двигательную терапию, идеи Body-Mind Centering);

    — танец и игра с объектами (воздушные шары, мячики разных размеров, ткани, ленты, перышки, звучалки и гремелки и т.д.);

    — перформанс с групповой обратной связью.

    После демонстрации упражнения ведущим, участники исследуют тему сначала сольно, а затем в группе.

    Завершение – импровизированный танец, как интеграция навыков.

    Завершающий круг – обратная связь о занятии, ритуал завершения (колокольчик или стишок или совместное движение или звучание).

    Если в занятиях участвуют папы, мы выбираем упражнения и входы в танец для всей семьи.

    Особенности группы с маленькими детьми.

    В группе с мамами и малышами до года есть ряд ограничений для танца, например, когда малыш находится на руках, то у мамы заняты руки, а танец с использованием рук – один из самых распространенных паттернов. Мы используем такие ограничения, как творческий ресурс для поиска и подбора упражнений и танцевальных предложений, в которых ребенок и мама могут не только участвовать вместе, но и получить пользу и удовольствие.

    Примером таких упражнений может стать групповое приветствие-танец «Хей!»; танец спинами; смена уровней вместе с ребенком; квартетное зеркало (две мамы-два малыша); поддержки малыша на теле у мамы в танце (разные способы держать и носить ребенка – на руках, с опорой на скелет – плечи, крестец, лобковая кость, голова, грудная клетка, бедро); следование за центром на расстоянии; ведущий и ведомый с касанием плечами. Мамы учатся танцевать, используя все тело в целом, включая в танец голову, плечи, позвоночник, торс, бедра, колени, ступни.

    Как показывает наша практика, для удержания внимания мам с детьми (о его особенностях – выше) на занятии важна динамика, в которой упражнения и предложения ведущего сменяют друг друга несколько быстрее, чем в обычной группе взрослых. Ведущий скорее директивен в предложении упражнений, структур, ритме, временных ограничений обсуждений. Для привлечения внимания детей также помогают ритмичные стихи, потешки, песенки, а также использование предметов в танце.

    К особенностям группы также относится плач, которым малыши выражают свои потребности и настроения: нежелание что-то делать, желание делать что-то другое, особенности реагирования на саму ситуацию, желание продолжать что-то дольше, чем запланировал ведущий; физиологические потребности – сон, еда, туалет. Дети проявляют свои эмоции громко и ярко. Особая способность ведущего – готовность выдерживать и органично реагировать на детский плач разнообразными соответствующими ситуации способами (сопереживание ребенку или оказание поддержки матери, приглашение мамы к взаимодействию с ребенком, предложение всей группе двигаться дальше, давая маме возможность успокоить ребенка, без излишнего внимания группы, или, наоборот, предложение упражнений для всей группы, помогающих малышу успокоиться, например, звучание или ритмичное движение, соответствующее возрасту).

    Поскольку группа с малышами такого возраста не всегда предсказуема по своей динамике, то план урока помогает ведущему, но также важна готовность импровизировать и следовать за настроем группы. Для привлечения внимания участников ведущему важно осознанно использовать свои собственные движения и голос. Иногда, когда демонстрируя какие-либо танцевальные упражнения, мы замечаем, что детки в группе перестают расползаться или увлеченно что-то рассматривать в зале и переводят свой взгляд на танцующего ведущего. Хотя обычно в такие моменты мы осознанно в большей степени привлекали внимание мам, объясняя и иллюстрируя упражнение, но таким же образом на новое, яркое и живое реагируют и дети, обращая внимание на танец. Когда мы замечаем детское внимание, мы говорим деткам, что вскоре и их мамы будут танцевать вместе с ними также.

    Литература:

    1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка
    2. Айрес Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М.:Теревинф, 2009. – 272 с.
    3. Крайг Г. Психология развития. Спб.: Питер, 2000.
    4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – Спб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001 – 288 с.
    5. Ланцбург М.Е., Арчакова Т.О. Исследование потребности в социально-психологической поддержки у матерей с детьми младенческого и раннего возраста // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина.— М.: МГППУ, 2007. — 336 с., стр. 133–141
    6. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
    7. Стерн Дэниел Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и пихологии развития. – Спб.:Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. – 376 с.