• Кто такой перинатальный психолог? И чем он может помочь?

    Рассказывает Альфия Рахманова, психотерапевт, танцтерапевт, член ассоциации танцевально-двигательной терапии.

    Перинатальная психология изучает психологические особенности жизни человека от зачатия до первых лет жизни. При этом в центре внимания перинатального психолога диада (пара) мама-малыш, то есть мама и ребенок рассматриваются не по отдельности, а как система, в которой каждый элемент влияет друг на друга. Диада мама-малыш начинает формироваться в беременность, во время рождения и существует первые несколько лет жизни малыша. Почему диада? Конечно, для малыша также важен папа и другие близкие члены семьи. Однако, очень важно, чтобы у младенца сформировался близкий, доверительный контакт с одним взрослым, и обычно в нашей культуре это мама. Такой контакт в перинатальной психологии называется особенным термином –привязанность. В современной психологии развития доказано, что то, как выстраивались первые отношения, сильно влияет на все последующие отношения в нашей жизни. Поэтому так важно, чтобы мама с одной стороны, была «достаточно хорошей матерью» (Д.Винникот), при этом давала малышу не только «молоко» (что-то полезное), но и «мед», то есть радость жизни (Э.Фромм).

    Тонкости материнства, отношений между мамой и малышом изучает перинатальная психология. Таким образом, перинатальный психолог помогает родителям в формировании их индивидуального стиля воспитания данного конкретного малыша на данном конкретном этапе его развития. Универсальных рецептов нет. Есть вы и ваш малыш в данный момент времени (через пол года-год ребенок решает уже совсем другие задачи развития и стиль воспитания тоже меняется).

    Когда и по каким вопросам можно обращаться к перинатальному психологу?

    В период подготовки к беременности:

    - мотивация рождения ребенка (Почему я хочу ребенка? Какие у меня есть по этому поводу – опасения, ожидания, надежды?);
    - мои собственные отношения с темой материнства (как сформировалась моя роль как будущей мамы на разных этапах моего развития – в отношениях с моей мамой в раннем детстве и позже; в том, как я играла в куклы в 3-6 лет; был ли опыт няньчанья реальных малышей в 6-10 лет; как прошел период выстраивания отношений с противоположным полом в подростковом возрасте);
    - внутренние ресурсы будущей матери: личностный; эмоциональный; когнитивный; операциональный (на уровне действий и навыков); психофизиологический;
    - поддержка в переживании утрат, если были (выкидыши, аборты, смерть ребенка);
    - при бесплодии (перинатальный психолог помогает разобраться в психологических причинах).

    В период беременности:
    - как я проживаю беременность (с какими эмоциями; как выстраиваю контакт с моим малышом уже сейчас); – отношения с отцом ребенка;
    - отношения с собственной матерью (получилось ли мне «отделиться», выйти из состояния слияния, могу ли я выстраивать отношения с ней на уровне взрослый-взрослый)
    - психологическая подготовка к родам
    - подготовка к родительству (внимание: уже в беременность мы готовимся не просто к родам, а к РОДИТЕЛЬСТВУ. И такая подготовка сильно отличается от той, которую ведут просто акушеры.)

    Период родов:
    - психологическое сопровождение и поддержка во время родов.

    Послеродовый период:
    - выстраивание первого контакта с малышом;
    - основы налаживания грудного вскармливания;
    - состояние мамы в период новорожденности (профилактика послеродовых депрессий);
    - сопровождение семьи в критический период ее жизни (в системной семейной терапии первый год жизни с малышом – всегда кризисный, когда происходит сильнейшая перестройка в семейной системе и важно прожить этот период конструктивно);
    - развитие внутренних ресурсов матери (использование всех средств контакта с малышом; развитие эмоциональной компетентности; развитие конкретных умений, навыков и т.д.);
    - помощь в развитии способности обращаться за внешней поддержкой (семья, друзья, социальные институты);
    - психологическое консультирование, психотерапия в случае сложных эмоциональных состояний, с которыми сама мама не справляется (например, сильная тревога).

    Время, когда происходит постепенное отделение малыша (кризис 1 года; кризис 2-3 лет):
    - у мамы есть две важные функции: дарить безусловную любовь и помочь малышу постепенно отделиться. Как это делать мягко, не привязывая к себе малыша, но и не отвергая его? Задача трудная. И если у мамы она не решена в отношениях с собственной мамой, то ей может быть трудно эту задачу решать со своим малышом. И в такой ситуации может быть полезна помощь перинатального психолога.

    Важно просто знать, что на каком бы этапе своего пути – личного или родительского – вы не находились, всегда есть возможность и право искать и получать поддержку, в том числе профессиональную. И это не будет означать, что «со мной что-то не так», или я расписываюсь в своей беспомощности. Потому что именно в такие переходные моменты, каким является рождение малыша, осознание сложностей этого перехода и способность с ними справиться и может оказаться тем самым шагом вперед, к более предпочитаемой жизни. Более счастливой жизни – уже в новом мире, в котором теперь есть или скоро появится  ребенок.

    ***

    Вы можете обратиться за поддержкой в этот важный период (в форме коучинга, индивидуальной психологической консультации или танцевально-двигательной сессии совместно с малышом) к руководителям клуба BabyContact, контакты здесь.