• «Раньше, чем пошел…»

    «Мамин Журнал», сентябрь 2010
    текст: Ирина Кельнер, фото: Олеся Углова

    3_cr.jpg
    «Говорить по-русски и по-английски мы начали одновременно»,
    «Мы проныривались с рождения, поэтому в год он у меня переплыл бассейн»,
    «В полгода мы знали все буквы»…
    Современные родители начинают учить своих чад практически с первых дней жизни.
    Когда ребенка пора вести в кружок? Мало кого из нынешних родителей их папы и мамы водили на занятия раньше, чем они научились читать и писать, — только некоторые лет в 5-6 начинали учиться музыке, или штудировать английский язык, или заниматься спортом… Сегодня в средней группе обычного садика к вечеру остаются всего 4-5 малышей — остальные разведены по кружкам и секциям. Но и это не предел. Студии самого раннего развития начинают принимать «студентов» начиная с 3 месяцев, а то и раньше.

    НАЧАТЬ С ТАНЦА
    Направление создано специалистами по танцевально-двигательной терапии и танцевальной импровизации Ольгой Зотовой и Альфией Рахмановой. Бывает, что рождение ребенка служит матери стимулом для того, чтобы создать что-то свое. Так и произошло с Альфией и Ольгой: они разработали уникальную и многообещающую программу для мам и младенцев. Занятия помогают мамам (а также папам и, если уж на то пошло, бабушкам, дедушкам или тетям) установить с маленьким человечком контакт через тело и движение. Для этого используются элементы танцевальной импровизации, танцевально-двигательной терапии, контактной импровизации, а также самостоятельно разработанные авторские методики. И, разумеется, с детьми непрерывно играют , читают стишки, поют песенки. Для малышей опыт танца так же нов, как и постоянно обнаруживающиеся способности собственного тела, а для взрослых совместное движение с детьми — возможность расшевелиться, расслабиться и поимпровизировать, а заодно поучиться у младенцев естественности и понять изнутри многие детские ощущения.

    Альфия и Ольга считают, что танец — это не только набор движений, но и ощущения, которые происходят дят внутри тела, пусть даже незаметно для постороннего наблюдателя. А телесный контакт с ребенком не ограничивается уходом, масса-жами или даже совместными играми — можно следовать за импульсами, которые ребенок передает своим движением, и общаться с ним, улавливая его устремления и передавая свои эмоции. При этом многие аспекты «взрослых» практик — контактной импровизации, танцевальной импровизации, двигательной терапии — получают новую трактовку. Контактное, телесное общение с ребенком помогает осознать степень доверия и открытости, проявляемую детьми к людям, которые о них заботятся.

    Студия BabyContact открылась в Москве около двух лет назад, а с нынешнего года занятия по этой методике стали проводиться и в Петербурге.

    ОЛЬГА ЗОТОВА, автор методики:
    «Контакт» — это не только контактная импровизация, но и контакт с самой собой, потому что мама настраивается чувствовать себя, свое тело, и контакт с малышом: как он реагирует, играет ли. Нам нравится относиться к ребенку, как к партнеру, даже если ему всего лишь 3 месяца. Мы на своих занятиях часто повторяем за малышами. Мы делаем тоже самое, что и они, с одной стороны, чтобы присоединиться к малышу и поиграть с ним, потому что малышам очень это нравится, когда родители оказываются на их уровне, с другой — так мы можем понять изнутри, что чувствует ребенок. Иногда мама, которая проводит с ребенком 24 часа, только так понимает: вот чего ребенок хочет, куда он стремится.

    АНГЛИЙСКИЙ С ПЕЛЕНОК
    Как можно учить иностранному языку 3-месячного карапуза? Оказывается, очень даже. В таком возрасте для младенца еще не существует родной и чужой речи. В значительной степени на этом и строится методика, разработанная Хелен Дорон. Точнее, так: для того чтобы выучить язык, не нужно знать грамматику, не нужно знать даже буквы. Зато нужно создавать ситуацию, в которой язык становится естественной средой, он учится как второй родной, а не как иностранный.
    Автор методики — академический лингвист и, что немаловажно, мама. Большое влияние на нее оказали воззрения доктора Фредерика Лебойе, автора книги «За рождение без насилия», и доктора Шиничи Судзуки, создателя метода раннего обучения детей музыке по принципу материнского языка. Первоначально Хелен Дорон создавала метод в расчете на детей 4-5 лет. Но с тех пор как в 1985 году была разработана первая программа, возрастные рамки постоянно расширялись, и на сегодня в школах предлагается семь курсов, среди них как для детей от 3 месяцев, так и для подростков 14 лет. Всего в мире по ним обучались и обучаются свыше 500 тысяч человек в двадцати странах. В Петербурге за последние 6 лет открылось уже 12 школ. Start предназначен для малышей от 3 до 22 месяцев. Он появился четыре года назад, разработан целой командой специалистов, от лингвистов до неонатологов. Конечно, в столь нежном возрасте речь идет больше о взаимодействии с родителем, педагог соблюдает дистанцию, показывая мамам и папам, что нужно делать с малышом… на кукле. Большая часть 45-минутного занятия — развивающие и пальчиковые игры, стишки и песенки, все общение происходит на английском языке.

    ЕКАТЕРИНА КОЗАКОВА, мастер франчайзер школы Хелен Дорон: Малыши на английском — это самые веселые, самые довольные дети, какие только бывают. Они приходят на урок с широченной улыбкой всегда. И такого внимания, как от трехмесячных детей,уже от полуторагодовалого ребенка невозможно дождаться.

    ЛЕГКИЙ СВЕТ РОЖДЕНИЯ
    Комплекс Birthlight начал разрабатываться в 80-е годы прошлого века. Помимо бэби-йоги в него входят перинатальная йога, аква-йога, раннее плавание и женская йога. Сегодня систему практикуют в 16 странах мира, с 2008 года она появилась и в России. Родоначальницей Birhtlight принято считать Франсуазу Фридман. Медик и антрополог, одну из своих беременностей она провела в Перу, в пойме Амазонки. Фридман заметила, что женщины из коренных американских племен переносят беременность и роды легче и обращаются с младенцами совсем иначе, чем ее соотечественницы. Они больше доверяют своим инстинктам и естественному ритму жизни. Фридман осознала, что некоторые из практик йоги лучше всего подходят для того, чтобы подготовить женщину к родам и сделать это событие радостным опытом.

    Йога для младенцев — продолжение перинатальной йоги для беременных. Пока носит ребенка в себе, женщина делает больший упор на пранаяму — систему дыхательных упражнений. Когда малыш появляется на свет, наступает, согласно Фридман, «четвертый триместр» — младенец и мама привыкают к новому положению друг относительно друга. Для женщины это период «закрытия тела», для чего нужны определенные дыхательные практики, для ребенка — первый опыт освоения своего тела, и задача взрослых — помочь сделать эти ощущения более гармоничными. Чтобы этого достичь, пара мама (или папа) — малыш используют классические позы-асаны, дыхательные практики, массаж, работу с голосом и звуком (нада-йогу).

    В занятиях по разработанной Фридман методике играет роль и духовный аспект: важно, чтобы мама чувствовала себя расслабленной и радостной, тогда и малышу будет хорошо. От мамы и ее чада не требуется принимать какие-то замысловатые асаны или гнуться в противоестественных направлениях — к сожалению, иногда в нашей стране под «бэби-йогой» понимают именно процедуры, связанные с жестким и довольно безграмотным обращением с ребенком. К методикам Фридман это не имеет никакого отношения. Как, впрочем, и к настоящей йоге, одним из основных принципов которой является ненасилие.

    ОТ ЗВУКА К МУЗЫКЕ
    Автор методики — музыкант и опытный педагог Евгений Белозеров считает, что музыка — замечательный посредник для того, чтобы помогать младенцам развивать сферы восприятия, эмоций, движения, творческие начала. И, несомненно, это прекрасное средство общения. Принципы орф-педагогики, которых Евгений придерживается в своих курсах, предполагают, что танец, музыка и слово представляют собой неразрывный синтез. Внимание самых маленьких учеников (в студии занимаются малыши от 6 месяцев до 6 лет), для которых ни одна из трех перечисленных составляющих еще не артикулирована, обращается на движение, звук, интонации голоса. Задача педагога здесь — именно направить интерес ребенка на определенную область окружающего мира или его внутренних ощущений. Этому хорошо соответствуют принципы развивающей среды, практикуемые в студии — в ход идут самые неожиданные предметы. Например, игрушки из зоомагазина.
    И оказывается, даже не умеющим сидеть и ползать младенцам доступно участие в музыкальном перформансе: едва овладев погремушкой, через некоторое время ученики начинают попадать в ритм.

    ЕВГЕНИЙ БЕЛОЗЕРОВ, автор методики:
    Начиная примерно с 4 месяцев с ребенком можно уже идти на контакт, не в единстве с мамой, а как с отдельным человеком. Я вижу, что ребенок к этому возрасту готов воспринимать, впитывать что-то самостоятельно. Разумеется, нам очень важно участие родителей, причем активное. Активное не в отношении ребенка, в отношении процесса. Бывает, обратную связь с малышом уловить сложно. Интересно ребенку или нет, он еще не всегда может показать. Но если родитель включается в процесс живо, малыш обязательно тоже будет участвовать. И очень часто бывает так, что родители раскрываются через ребенка, начинают больше узнавать — о мире, о людях, о себе.