• Про танец с младенцем от рождения до 9 месяцев. Заметки танцующей мамы.

    Автор: Альфия Рахманова

    Часто приходящие на занятия по танцевальной импровизации мамы с малышами задают вопрос: «Как же возможно танцевать вместе с ребенком?». Конечно, у каждой мамы найдется свой ответ на этот вопрос. Мы собираем весь опыт, все возможные упражнения и способы телесного взаимодействия мамы и малыша и предлагаем их нашим участникам в целостной программе. В этой статье я расскажу о своем опыте танца с малышом, моим сыном, от рождения до 9 месяцев.

    Для начала стоит ответить на вопрос что мы можем отнести к понятию «танец». Танцем я называю не только движения или даже целый их комплекс, но танцем для меня становится и даже небольшое изменение в ощущениях внутри тела, микродвижения, невидимые снаружи. Таким образом, даже пауза, слушание тела, – это начало танца. Получается, что когда мы внимательны к телу – мы уже танцуем. Когда мы внимательны к точке, в которой мы касаемся другого, – мы уже танцуем вместе.

    Когда я нахожусь в контакте, в соприкосновении с телом (например, с телом моего малыша), у меня есть несколько возможностей. Первая – стать ведущей и активной, направляющей. Например, многие детские массажи и гимнастики иллюстрируют такой подход к телу – что-то поправить, как-то покрутить, раскрыть, потянуть, согнуть, переместить, промять. Делая массаж и гимнастику, мама может разнообразить свою ведущую роль, читая малышу короткие звучные стишки, ритмичные потешки, напевая детские песенки.

    Другим вариантом совместного движения может стать просто прикосновение и следование за импульсами. В первые месяцы жизни малыши проявляют много спонтанной ненаправленной активности. Папа нашего сына в тот период использовал движения ребенка, как импульс для своих движений и помогал малышу заснуть. Он брал его на руки и слушал, что происходит в теле Руслана, и как это влияет на его, папино, тело. Папа словно присоединялся всем телом к этой активности, к проявляющейся энергии и выражал это своим телом. Со стороны такая практика выглядела быстрой, динамичной ходьбой. Когда я слушаю движения сына, я ощущениями, вниманием погружаюсь в свой центр (это место нашего равновесия, место откуда рождается движение), держу малыша на этом уровне (где-то в районе пупка) и начинаю танцевать под музыку, ощущая, как наши центры движутся вместе.

    Благодаря слингам (специальным тканевым конструкциям разных видов) танец с малышом становится легким и простым делом! Однажды я баюкала сына в слинге на колечках, руки были расслаблены и свободны, поскольку малыш был плотно притянут ко мне тканью, я обнимала малыша за спину и прижимала его голову к своей груди. Я пела мотив колыбельной, но малыш отказывался отдыхать, в этот момент папа, проходя мимо, подошел к нам и обнял нас. Таким образом, малыш оказался между мамой и папой. Мы начали синхронно раскачиваться и напевать прямо в макушку малыша одну и ту же строчку «Спи, спи, усни» на разные мотивы. Несмотря на то, что малыш капризничал, он согрелся между нашими телами, и уют и вибрация от движения и песни сразу двух тел убаюкали малютку.

    Идея двигаться вместе мне очень нравится – в таких движениях я чувствую, что малыш и я, мы становимся одним большим единым телом. У нас дома случались ритмичные танцы, когда папа играл на бубне, а мы с Русланкой устраивали ритуальные энергичные пляски. Я чувствовала, что в ритме движений я приближаюсь к первобытности, которая ассоциируется с естественностью, спонтанностью, близостью к природе, окружающим людям («соплеменникам»), Богу.

    Слушанием импульсов можно назвать и исследование безусловных рефлексов, проявляющихся у детишек в первые месяцы жизни. Взрослый предлагает некий стимул – касание пяточки – и пальчики раскрываются, касание подушечек пальцев в центре стопы и пальцы сжимаются. Хватательный рефлекс – вы кладете пальцы в ладошку малыша – и она сжимается, да так крепко, что младенец может повиснуть на ваших пальцах, подтянувшись всем телом. Говорят, что этот рефлекс нам достался от обезьян: детеныши таким образом хватались за мамину шерсть и могли всюду путешествовать вместе с ней. Также мы тренировали шаговый рефлекс, ползанье.

    Если про гимнастику, массаж, тренировку рефлексов и ритмичные танцы знают многие, то про контактную импровизацию мне хочется рассказать больше, поскольку это новая форма взаимодействия двух человек в танце. Контактная импровизация – это дуэтная форма. Совместное движение становится возможным, когда два тела встречаются в точке касания. Для мамы и малыша прикосновение – это волшебная вещь! Меня вдохновляет афоризм про то, что мы появляемся на свет из соприкосновения двух тел, затем 9 месяцев, находясь в утробе матери, мы также все время находимся в соприкосновении с телом, в начале своей жизни вне утробы, человеческий детеныш для выживания и гармоничного развития также нуждается в физической близости с матерью. Прикосновение, телесная близость необыкновенно важны для нас! Мы привыкли интерпретировать касание как нечто, несущее сексуальный мотив. Но первое наше касание – это прикосновение матери. Вот он наш первый танец – мы касаемся мамы и папы кожа к коже.

    Важной частью контактного танца является поддержка и передача веса. Что все время делает малыш, находясь на руках у мамы (как минимум в первые полгода так называемого «ручного периода»)? Он отдает вес! Полностью, честно передает весь свой вес маме (когда я говорю о маме, я имею ввиду и папу, и заботящихся о ребенке людей). Передать весь свой вес – это значит довериться. Доверие заключается в том, что твой вес примут, удержат. Поэтому очень важно, чтобы сохранить доверие малыша к миру и людям, нужно уверенно и смело брать его на руки. Через руки родителей, через касание «тело к телу» малыш считывает информацию о мире. Если родители не уверенны и не спокойны, то это передается в тело малыша, он начинает зажиматься, плакать, настороженно воспринимать окружение. И наоборот, сильные, уверенные, спокойные руки говорят младенцу о том, что он любим, о нем заботятся и дают ему поддержку, а мир прекрасен. Дети, которых много касаются, много носят на руках, чувствуют себя спокойнее, хорошо развиваются, их «животики» быстро проходят, а некоторые авторы утверждают, что именно он количества времени проведенного в данный сензитивный период (первые 6 месяцев) на руках у мамы зависит и степень ощущения себя счастливым в будущем (Ж.Ледлоф «Как вырастить ребенка счастливым»).

    Когда Руслан был совсем еще маленький, люди часто говорили, что малыша нельзя сажать, ставить на ножки, долго держать вертикально и т.д. Но мне была непонятна суть этих разговоров. И сейчас я понимаю, что когда мама слушает своего малыша через руки, когда мама умеет давать поддержку структуре его тела, тогда она точно знает, как держать малыша, каковы его возможности и ей уже не нужны правила и советы со стороны, тело ребенка само рассказывает, что для него хорошо и нужно.

    К танцам с малышами я непременно хочу отнести и движение вместе с малышом на полу – сколько мы взрослые проводим времени ползком, на четвереньках вместе с детишками-ползунками? Все чаще взрослые стоят, смотрят на ребенка сверху вниз. Но стоит только поменять положение, встав на четвереньки, как сразу многое измениться в контакте с ребенком. Наш 9-ти месячный малыш визжит от радости, когда родители или бабушка начинают гоняться за ним по комнате, стоя, как и он, на коленках и ладошках. Сегодня наш малыш пролез вслед за мной в маленькое отверстие под горкой, в которое раньше сам залезать не догадывался. Дети подражают нам. И им хочется близости, которая выражается, как в прикосновении, так и в возможности быть на равных и смотреть друг другу глаза в глаза, что возможно, когда мы спускаемся вниз, приближаемся к росту малыша и удобному для него способ движения. Родитель – очень приятный гость в том мире, который ребенок осваивает ползком.

    Огромной радостью стали для нас моменты, когда малыш начал сам танцевать под музыку. Стоя на четвереньках, он смешно раскачивался в такт мелодии, а мы сияли от счастья, потому что в этот момент пришло столь уже знакомое нам чувство – «Малыш, ты вырос!». В возрасте 9 месяцев наш малыш начал ходить, и в нашем контакте и танцевальной истории начался новый этап.