• Паттерны развития движения

    babies

    Интерес к паттернам развития движения присутствует в нескольких школах, занимающихся исследованием движения (cоматикс), но наиболее подробно разработан в Body Mind Centering Бонни Бейнбридж Коэн. Вот что она пишет:
    «Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесие развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.
    Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и базовые неврологические паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения».

    Паттерны развития движения младенца

    Существует несколько наборов паттернов развития движения (о них ниже), но для задач BabyContact одним из самых важных являются паттерны развития движения младенца. Эти паттерны были выявлены в ходе многолетних наблюдений за маленькими детьми. Они описывают ключевые этапы, которые проходят все здоровые малыши в своем моторном развитии:
    — Лежать на спине, перебирать ручками и ножками
    — Переворачиваться на один бок, на другой, на живот
    — Поднимать голову, упираться
    — Cадиться
    — Ползать на четвереньках
    — Вставать на ноги
    — Ходить на двух ногах.

    Первый опыт очень значим для человека, имеет характер импринтинга, хотя и крайне слабо осознается. Все происходящие изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятся относительно быстро.

    Развитие двигательных навыков очень важно для развития ребенка в целом, в том числе развития головного мозга. Каким же образом движение влияет на мозг ребенка? Ползание, например, стимулирует моторные зоны головного мозга (участки коры, отвечающих за регуляцию движений), а также участки, находящиеся в непосредственной близости к этим зонам (речевые зоны). Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, начинают формироваться пространственные представления о собственном теле, так называемая «схема тела». Кроме того, ползание способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука – левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. А это в свою очередь способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

    Почему родителям полезно знать об этапах развития движений, которые проходят малыш?
    В целом в случае гармоничного развития малыша моторные паттерны разворачиваются сами, естественным образом, без какой-либо поддержки со стороны (в отличие, например, от формирования языка — без поддержки среды он не развивается). Но когда родители знают о существовании этих паттернов, они могут более осознанно наблюдать за их развитием у своего ребенка и дать, если нужно, необходимую поддержку и направление.

    При работе с этими паттернами мы предлагаем участникам последовательно принимать позы и совершать движения, характерные для малыша на определенном этапе развития. При этом мы обращаем внимание на иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.

    Такое присоединение через движение, через ощущения собственного тела позволяет лучше понять малыша на самых ранних этапах его жизни. Это ведь так непросто — понять что там происходит внутри у этого крошечного существа. Кажется иногда — ну что там, лежи, болтай ногами. Но стоит родителям самим попробовать лечь на пол и поперебирать некоторое время ногами или поползать по-пластунски (а еще и вообразить, что при этом у них очень тяжелая голова и очень мягкие суставы и позвонки, что зрение еще размыто, что фокус внимания намного короче, и т.д.), они начинают с большим уважением относиться к задачам, которые стоят перед малышом — осознавать через собственный телесный опыт что это значит — оторвать тяжелую попу от пола и начать раскачиваться на четвереньках, что это значит — поползти, сколько энергии нужно, чтобы наматывать эти круги по комнате, сколько смелости, чтобы пытаться встать на еще не твердых ногах!

    Базовые неврологические паттерны движений

    Это фундаментальные паттерны, которые можно найти внутри более сложных движений. Они образуют последовательность движений, и эта последовательность отражает эволюционную логику развития движения:
    — Сдаваться, расслабляться (yield)
    — Толкать, отталкиваться (push)
    — Тянуться (reach)
    — Ухватиться (take hold)
    — Тянуть (pull)

    Эта последовательность получена также из наблюдений за развитием двигательных паттернов у детей. Каждое из этих действий является развитием предыдущего и ступенькой для следующего. Чтобы что-то притянуть к себе, нужно сначала за это ухватиться. Для этого нужно сначала дотянуться. Чтобы дотянуться (если только предмет не находится на очень близком расстоянии), нам нужно оттолкнуться от чего-то. Чтобы от чего-то оттолкнуться нам нужно сначала это что-то найти и принять это за данность, сдаться этому. В Основах Бартеньефф часто употребляют словосочетание «yield to gravity» – сдаться гравитации. Мы также можем сдаться и полу, и партнеру, и музыке и воздуху.

    Паттерны развития движения

    Это направление в телесной и двигательной работе основывается на идее, что «развитие индивида повторяет развитие вида» (»онтогенез повторяет филогенез»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез). В биологии это называется биогенетическим законом. Подход этот в современной биологии он считается устаревшим, однако для целей осознания источников движения это может быть полезная модель, позволяющая найти внутри образы, от которых можно отталкиваться, чтобы лучше понять какие движения уже живут в теле и как можно расширять свой язык движений.

    686px-Haeckel_drawings.jpg

    Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).

    Допозвоночные (превертебральные) паттерны развития движения:

    Клеточное дыхание (cellular breathing). Это процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку ;)). Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.

    Центральная симметрия (Navel radiation). Движения, раскрывающиеся из центра, от пупка. На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой.

    Оральный паттерн (mouthing). Это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. Есть свои аналогии и в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимическим мышцы и, соответственно, чувства.

    Допозвоночные движения (prespinal movement). Это мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это вновь беспозвоночные. На структурном — включение тазовой области и ануса в движение. Это движение между двумя точками, связь между головой и хвостом. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

    Позвоночные (вертебральные) паттерны развития движения:

    Движения позвоночника (spinal movement). Это движения от головы до хвоста, которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне — это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела.

    Гомологичные движения (homologous movement). Это симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет различение верхней и нижней части тела.

    Гомолатеральные движения (homolateral movement), асимметричные движения одной верхней и нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела.

    Контралатеральные движения (contralateral movement), диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.

    Эти паттерны коррелируют с основными элементами Основ Бартеньефф – это система телесной интеграции Ирмгард Бартеньефф, послужила основой для Body-Mind Centering и других соматических дисциплин.

    Дыхание (breathing)
    Центр-периферия (core-distal)
    Голова-хвост (head-tail)
    Верх-низ (upper-lower)
    Право-лево (left-right)
    Диагонали (diagonal)

    Материалы по теме:

    — Cтатья А.Гиршона «Паттерны развития движения».

    — Статья «Двигательное развитие ребенка».

    — В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко, «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

    — Книга Linda Hartley «Wisdom of the Body Moving: An Introduction to Body-Mind Centering» (читать онлайн).

    — Книга Eric N. Franklin «Dynamic Alignment Through Imagery» (читать онлайн).

    http://www.bodymindcentering.com