• Особенности занятий в группе от года до трех лет


    Малыши растут очень быстро, и даже каких-то пара незаметных для нас недель значит для них очень много. Поэтому в наших занятиях отталкиваемся от задач возраста, то есть учитываем как развиваются дети и предлагаем упражнения с учетом их возрастных особенностей и интересов.

    Особенности возраста от года до трех лет

    Возраст после года — время активной игры и исследования окружающего пространства. Если у младенцев до года моторные навыки только развиваются, то у годовалых деток многие из них оказываются уже освоенными, появляется больше средств для коммуникации, выражения эмоций. При этом двигательное развитие продолжается: ходунки-бегунки активно исследуют мир через движение и перемещение по пространству: все больше и больше они учатся ползать, валяться, перекатываться, забираться наверх и слезать или спрыгивать вниз, пробираться сквозь что-то. И мы можем их в этом интересе к движению поддержать.

    Самая важная деятельность для них — предметная. Поэтому мы используем разные объекты для приглашения малышей в танец — мячики, шары, фитболы, ткани, веревочки, свечки, бумагу. Предметы привлекают малышей, позволяют их легче заинтересовать и создают ясный фокус, направление для движения. Они являются для нас как элементом игры, движения, так и образом для танца.

    Мы учитываем, что они уже многое умеют — или могут этому научиться, если им предложить:
    — Они могут танцевать сами, но только когда захотят: кружатся, хлопают в ладоши, делают «фонарики».
    — Они умеют «дуть», кидаться и пинаться мячиками, повторять движения, которые им нравятся.
    — Они с большим удовольствием играют в пальчиковые игры, водят веселые хороводы, падают, встают и помогают вставать мамам.
    — Они уже очень любят разные ритмы: потешки и стихи, песенки; игры со сменой ритмов (быстро-медленно, шумно-громко, высоко-низко, близко-далеко и т.д.).

    У малышей от года до трех идет активное развитие образного мышления, эмоций, они уже могут понимать смысл сказанного, запоминать и постепенно произносить сами все больше слов. Мы используем просто классические народные потешки и пальчиковые игры, сочетание игры, стихов, движения и танца в потешках, хороводах. Для детей этого возраста важно повторение, они всегда очень радуются узнаванию знакомого.

    Также на наших занятиях мы рисуем вместе — наши впечатления, ощущения, настроения.

    Развитие внимания

    При этом, предлагая разные игры и движения, мы учитываем, что произвольное внимания у малыша только начинает формироваться.
    Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:
    1) В первые недели и месяцы жизни у ребенка появляется ориентировочный рефлекс как объективно врожденный признак непроизвольного внимания;
    2) К концу первого года жизни возникает ориентировочно–исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания;
    3) В начале второго года жизни появляются зачатки произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;
    4) Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно.

    Поэтому мы понимаем и готовы к тому, что дети на занятиях могут отвлекаться, увлекаться какими-то другими объектами в пространстве, общением с другими детьми — им все интересно, они пока еще не могут контролировать свои импульсы, и не потому что не хотят, а потому что просто не могут в силу этой стадии развития.

    О ранней социализации

    Возможность ранней социализации для малыша — еще один важный аспект наших занятий. Главным для нас здесь является мягкая, творческая среда. Мы не заставляем малышей вступать в общение друг с другом специально, это происходит само собой, из естественного интереса.

    Как вести себя в случае, если малыш отвлекается на занятии?
    Прежде всего мы отталкиваемся от идеи, что ребенок — свободный человек и отдельная личность вне зависимости от возраста. Если малыш не включается в занятия сразу, даже при приглашении со стороны ведущего и родителей, а например, предпочитает исследовать зал, мы рекомендуем родителям продолжать самим играть и заниматься. Через увлеченность и искренний интерес родителей, ребенок тоже через некоторое время включается в игры. Возможно на первом занятии он поиграет в две-три игры, а уже в следующий раз — в половину.

    Мы также предлагаем родителям выучить стишки, запомнить упражнения и весело проводить время с малышом дома, чтобы уже на классе BabyContact для малыша было более привычно играть в знакомые игры со всей группой.

    Что делать, если малыш «прилипает» к маме и не хочет включаться в общение?
    Если в начале наших занятий ребенок «прилипает» к маме, не хочет сходить с рук, вступать в контакт с другими детьми, важно понять, что это тоже нормально. Социализация — это процесс, который занимает время и важно позволить ему происходить постепенно, не форсировать события, это может привести только к излишнему стрессу. Ведь тем самым ребенок говорит нам, пусть даже невербально, но очень ясно, что ему нужна поддержка, подтверждение, что все в порядке, что он может доверять этому миру. Стоит дать ему эту поддержку, причем это можно делать, полноценно участвуя в занятии — например, танцуя с ним на руках, обнимая малыша, создавая надежный контакт. А дальше родителям лучше всего самим увлечься процессом, начать играть — и если это будет весело, по-настоящему, постепенно и малыш забудет о своем страхе и включится в игру.

    Что дает занятие родителям?

    Наши занятия — это возможность почувствовать близкий эмоциональный и телесный контакт с малышом, разделить с ним радость движения. Малыши растут, и мы продолжаем у них учиться. У малышей до года мы учимся спонтанности, естественности движений, мягким расслабленным суставам, интересу к этому миру и умению удивляться самым простым вещам.

    Чему же можно научиться у наших малышей от года до трех?

    Ребенок осваивает окружающий мир через игру, спонтанность и самый простой способ научиться этому — присоединиться к его игре, позволив проявиться своему внутреннему ребенку. Для этого мы предлагаем упражнения, которые позволяют быть на одном уровне с ходунком, озорничать, кружиться, помогать ему кувыркаться, прыгать, быть энергичным, смелым, при этом сохраняя безопасность и мягкость.

    Где же танец? Во-первых, родитель может в танце с помощью разных телесных поддержек помочь ребенку оказываться на разных уровнях по отношению к полу. Во-вторых, дети могут перекатываться по родителям, исследовать возможности взбираться по родителю, как по природному «ландшафту», пролезать под всевозможными мостами и арками, построенными телом родителя. В-третьих, родители могут кружиться и менять уровни и скорость сами, когда малыш находится на их теле или рядом. И самое интересное, танец дает нам возможность поделиться радостными эмоциями друг с другом, что помогает нам услышать, понять друг друга в танце, включить озорство и игру как совместный ресурс.