• «Дневник младенца»

    Альфия дала мне почитать замечательную книгу – Дэниэл Стерн, «Дневник младенца». Автор – выдающийся детский психолог, более 20 лет занимающийся исследованиями в области возрастной психологии и при этом сам папа пятерых детей.
     400

    При том, что автор – настоящий ученый, и книга основана на клинических данных и наблюдениях, написано очень живо, простым языком – как будто от лица ребенка (насколько это возможно, подобрать слова для пятен света и прочих невербальных ощущений первого месяца жизни). Даже удивительно, что этой книги нет в списках литературы, которую обычно советуют молодым родителям.

    Книги сейчас нет в наличии, но мне удалось найти ее в электронном виде! Можно скачать здесь. Вот здесь небольшой отрывок онлайн.

    Вот еще немного про его теорию (правда, более сложным языком) – в статье о теоретических основах танцевально-двигательной терапии.

    «Вклад Дэниела Стерна

    Совсем недавно многие из концепций Лабана и Кестенберг были заново открыты – и переработаны – в работе Дэниела Стерна (1985), которая получила широкое признание. Стерн вновь исследовал основные принципы психодинамической теории развития в течение первых двух лет жизни на основе недавних экспериментов с младенцами. Особенно интересно, что выводы Стерна поддерживают подход танцевальной терапии, основанной на важности двигательного взаимодействия между матерью и ребенком. Поскольку, похоже, что Стерн не знаком с работами Лабана и обращается к идеям Кестенберг только в сноске, он представляет свою собственную терминологию для основных концепций Лабана. Например, Стерн подчеркивает важность «витальных аффектов» в отношениях матери с ребенком, что является альтернативой термину Лабан «усилия».

    Представления Стерна, однако, являются чрезвычайно убедительными. Стерн приходит к выводу, что новорожденный – более тонко чувствующее существо, чем считалось ранее, и поэтому он удаляет «аутистическую» фазу из схемы развития Малер. Он приходит к некоторым важным формулировкам в подходе сэлф-психологии к раннему развитию, концентрируясь на четырех мотивах в «ощущении себя» (sence of self). Он подчеркивает важность собственного внутреннего стремления ребенка к развитию и ответных реакций значимого взрослого.
    Стерн не только дает свою собственную терминологию, но и подкрепляет каждый термин современными экспериментальными исследованиями и психологической теорией. Например, в описании термина «я-как-целое»(self-coherence) он подробно детализирует набор содействующих факторов, включающих локус, последовательность движения, временную последовательность структуры, последовательность интенсивности и последовательности формы. Во многих случаях, как в этом примере, терминология вполне совместима с подходом Лабана-Кестенберг.
    Подобно Кестенберг, он использует термин «со-настройка» для отношений мать-ребенок и детально представляет шесть сопутствующих факторов:
    1 . Абсолютная сила.
    2. Контур напряженности.
    3. Временная пульсация
    4. Ритм
    5. Продолжительность
    6. Форма движения.
    Ясно, что они аналогичны терминам Кестенберг Поток напряженности и Поток формы, полученным из терминологии Усилия-Форма Лабана, и имеют отношение к весу (интенсивности, силе), времени и месту.
    Хотя Стерн не обращается к танцтерапии, он рассматривает танец как метафору потока двигательных качеств в отношениях между матерью и ребенком.

    Суммируя вышесказанное, я полагаю, что Стерн внес важный вклад в наше понимание раннего развития и, таким образом, объединил многое из основ танцевально-двигательной терапии.»

    Ссылки на другие тексты вы можете посмотреть у нас на сайте.

    Как всегда – делитесь интересными находками!

    Ольга Зотова / 2011.04.26 / Метки: