• Контактная импровизация, материнство и родительство

    Недавно я читала журнал психолога и её конспект с семинаров по психологии М.Осориной. Один кусочек привлёк моё внимание особенно:

    «Беременность – уникальная ситуация, кода один человек находится внутри другого, такого невероятного единства тел не будет уже никогда.
    И ребенок в утробе матери бессознательно ощущает ритмы дыхания и сердцебиения как главные ритмы, через которые можно познать другого.

    Когда ребенок родится и окажется уже вне матери, у нее на руках, он будет прижиматься к ней своим тельцем.
    И именно на руках у мамы человек проходит поразительную школу общения.

    У психологов есть фраза – тело не врет. Физиономия и слова могут обмануть некоторых простаков, а вот когда ты прижимаешься к телу другого человека, а ещё и знаешь, как снимать информацию – тебя обмануть невозможно.
    Нельзя обмануть того, кто к тебе прижался и чувствует тебя телом.
    И мелкий, расположившись на груди или животе матери, имеет возможность по-новому проживать, что происходит с ней, когда она печалится, смеется, и т.д.
    Он может видеть глазами, как мать проявляет эмоции, наблюдать мимику, слышать звуки, и ещё и тельцем чувствовать.
    И эта способность своим телом снимать информацию с тела другого начинается ещё внутриутробно, а после рождения у мамы и ребенка есть граница – место, где ребенок к ней прижимается.
    И ребеночек учится вчувствоваться в мать, находясь уже не внутри нее, а в другом теле – по тому, как она дышит, когда торопится, держа его на руках, что с ней происходит, когда она недовольна или печальна.

    И вот ребеночек становится ходячим, и смотрит на других людей уже издалека.
    И если он был в животе у матери, и она его носила на руках, и он доверял ей, то он может мысленно въезжать в шкуру партнера.
    Он может с ним соединиться – и в этом ему поможет его телесный опыт общения с матерью.

    Способность вчувствоваться в другого, как бы становиться им, снимать информацию с него на себя называется эмпатией. Это очень важная и очень древняя форма познания.
    И эта способность формируется внутриутробно и в течение первых полутора лет жизни »

    И я подумала о контактной импровизации, о том, как мы учимся чувствовать другого человека через тело, через прикосновение. Не думать и не не предугадывать, а именно читать тело. Я помню, Экки и Дани на классе даже слова такие употребляли – «положите руку на плечо вашего партнёра. И представьте, что в вашей руке встроен сканер, который считывает тело, как штрих-код, и знает, как это тело будет двигаться.» И мы ходили и читали друг друга.. В сущности, в КИ мы делаем это постоянно — учимся всё точнее и точнее читать партнёра, слушать и слышать.

    И сейчас, когда я прочла эти слова о развитии малышей и о первом их опыте телесного понимания другого, я вижу яснее, почему нам, детям той эпохи, когда младенцев уносили от матерей, кормили по часам, учили не реагировать на крик и не брать на руки, так важно компенсировать тот период развития и получить этот опыт и этот навык. Тело знает, что ему нужно. Тело набирает опыт, не полученный когда-то. Тело учится телесной эмпатии.

    И я вижу ещё одну связь контактной импровизации с материнством, с родительством: мама, папа, обладающие способностью к телесной эмпатии, лучше слышат и понимают своего малыша, находится с ним в лучшем контакте. Мама и папа, которые сами умеют понимать телом, могут обучить этому и своих детей – они точнее распознают телесные сигналы ребёнка и реагируют более тонко, таким образом развивая выразительную способность ребёнка, а также формируя убеждение – "мир понимает мои потребности и реагирует на них".

    Ольга Зотова / 2011.05.31 / Метки: